Новосибирск-Главный
Первая станция на территории нынешнего г. Новосибирска была основана в 1896 году примерно в 9 км от станции Кривощёково.
При станции были возведены паровозное депо, а также подсобные службы: вагонная, кузнечно-литейная, сборочная и слесарно-токарная мастерские. В станционных службах в тот период работало около 450 рабочих.
На привокзальной площади станции были построены деревянная церковь Святого пророка Даниила.
При станции были построены одни из первых социальных объектов возникающего города: для обучения детей железнодорожников были созданы двуклассное училище и железнодорожная больница..
Первое здание вокзала на станции будущей Сибирской столицы было построено скромно в деревянном исполнении по самому низшему-V классу с двумя прилегающими станционными путями.
В 1897 году был произведены дополнительные работы, которые позволили перевести всё ещё деревянный вокзал в III класс, в котором располагались залы ожидания, почта и даже буфет.
Ещё через несколько лет в 1906 году к зданию вокзала была добавлена каменная двухэтажную пристройку, а в 1914 году пристроили ещё одну. Изменения и расширения вокзала и железнодорожных путей происходили в связи с постоянно растущими потоками пассажиров и грузов, проходящих через станцию Новониколаевска.
Первое деревянное здание железнодорожного вокзала станции было уничтожено в результате пожара, произошедшего в 1934 году.
В 1929 году Московским архитектурным обществом был объявлен конкурс проектов железнодорожного вокзала на станции Новосибирск-Главный.
Первая премия этого конкурса была присуждена проекту Н. Г. Волошинова. Здание вокзала было предложено выполнить в архитектурной стилистике конструктивизма. Зданию вокзала были приданы объемно-пространственные решения, которые напоминали собой образ паровоза, стремительно мчащегося по Транссибу на восток страны.
В июле 1930 года в проект был внесён ряд дополнительных изменений. В дальнейшем проект здания вокзала подвергался переработке ещё несколько раз. При дальнем строительстве были учтены дополнения авторов: Б. А. Гордеева, Г. Б. Бархина и А. 3. Гринберга.
С учётом всех этих замечаний в схеме архитектурного решения здания Сибирское отделение предприятия «Стандартгорпроект» составило окончательный проект Новосибирского вокзала.
Оригинальное решение внутреннего пространства вокзала через создание арочной конструкции центрального зала было предложено и реализовано инженером Николаем Никитиным.
В качестве архитектурного консультанта на этапах создания проекта привлекался известный архитектор-практик того периода Андрей Дмитриевич Крячков.
Возведение современного здания вокзала Новосибирск-Главный началось в 1931 году.
25 января 1939 года Государственная комиссия приняла новое здание вокзала в постоянную эксплуатацию.
Площадь вокзала станции Новосибирск-Главный составляет около 30 тыс. м² и может одновременно вместить до 3,9 тыс. пассажиров, ежегодно через вокзал проходит пассажиропоток около 16 млн. человек.
Вокзал «Новосибирск-Главный» является самым большим за Уралом и вторым по величине в России, после крупнейшего Казанского вокзала в Москве.
Категория охраны объекта: региональная, решение Новосибирского облисполкома от 22.11.1960 г. № 868
Здание вокзала "Новосибирск-Главный"
04.12.2022
Объекты
Авторы фото
traveltimes.ru, 2GIS, 2GIS, 2GIS, 2GIS, 2GIS, 2GIS, traveltimes.ru, traveltimes.ru
Время работы
Круглосуточно
Адрес
г. Новосибирск, ул. Шамшурина 43
Автор
Георгий Михайлов