Тоннель на Тоннельном (Владимировском) спуске под Транссибирской железнодорожной магистралью.
Тоннель расположен под путями железной дороги на Тоннельном (Владимировском) спуске в Железнодорожном районе города Новосибирска. Сооружение тоннеля было изначально запланировано при строительстве Транссибирской магистрали как связующая транспортно-пешеходная артерия между железнодорожной станцией и военно-мобилизационным пунктом и речной пристанью на реке Обь в начале Чернышевского спуска. Тоннель был построен из цельных монолитных рамных железобетонных конструкций в 1913 году, как вспомогательное сооружение Транссибирской магистрали. Строительство путепровода осуществлялось под руководством инженеров С.М. Богашова, Б.П. Храповицкого и В.И. Петкова, проект и исполнение были выполнены фирмой «У. Любинский и Э. Векер».
В теории строительства тоннели по своей классификации относятся к типам арочно-сводчатых инженерных сооружений. Арка Новониколаевского сооружения была обрамлена так называемой стилизацией архивольта. На замковом камне на фронтоне тоннеля над проезжей частью обращенном к улице Шамшурина и с улицы Владимировской цифрами обозначена дата строительства тоннеля: «1913».
Так же на фронтоне справа и слева от даты строительства имеются декоративные элементы в виде трёх переплетённых колец. Въезды с обоих сторон тоннеля акцентированы стилизованными прямоугольными пилонами, несколько сужающимися кверху. Венчает эти колонны, на уровне имеющегося карниза, капитель с геометрическим орнаментом, между которыми расположено техническое ограждение из чугунного литья.
Несущие элементы строительных конструкций выполнены из монолитных железобетонных рам.
Судя по имеющимся фотографиям периода строительства тоннеля работы по заливке монолитных сооружений производился прямо на месте строительства из подвозимого бетонного раствора. Основные габариты старой части тоннеля составляют следующие величины: длина тоннеля – 94,4м, ширина его – 18м. В настоящий период по тоннелю проходит два однополосных пути для транспорта, и отделенная высоким защитным экраном с северо-восточной стороны примыкает пешеходная часть.
В более поздний период, к концу ХХ века со стороны улицы Шамшурина рядом со старым тоннелем был пристроен ещё один виадук под расширение железнодорожного полотна для возросших объёмов транспортного потока магистрали.
Категория охраны: памятник архитектуры регионального значения.
Решение Новосибирского облисполкома от 18.07.1990 г. №282
Тоннель на Тоннельном (Владимировском) спуске под Транссибирской железнодорожной магистралью.
28.12.2022
Объекты
Авторы фото
nsk.novosibdom.ru, 2ГИС, kraeved.ngonb.ru, 2ГИС, 2ГИС, 2ГИС
Время работы
Круглосуточно
Адрес
г. Новосибирск, ул. Тоннельный спуск
Автор
Георгий Михайлов