Строительство паровозного депо позволило 1 октября 1896 года открыть регулярное движение на Западно-Сибирской железной дороге (участок Челябинск – ст. «Обь»). Работами руководил начальник дистанции первого разряда Среднесибирского участка железной дороги, инженер Владимир Константинович Жандр. Паровозное депо было самым крупным предприятием того времени в Новониколаевске. Оно было рассчитано на 450 рабочих мест и включало в себя сварочные, вагонные, кузнечно-литейные, слесарно-токарные мастерские. Вначале, с августа 1896 года, оно называлось паровозным депо с мастерскими станции «Обь»; с 17 февраля 1898 года – паровозным депо станции «Новониколаевск»; с 12 февраля 1926 года – паровозным депо станции «Новосибирск», а с 3 июля 1952 года паровозное депо переименовано в локомотивное депо станции «Новосибирск». В мае 1898 года в паровозном депо организовался социал-демократический кружок, начавший пропаганду революционных идей среди рабочих-железнодорожников. В конце 1903 года – начале 1904 года на базе нескольких кружков, существовавших в Новониколаевске, сложилась Обская группа РСДРП. Одним из руководителей её был Фёдор Андреевич Корчагин (1877—1924) — революционер, член Обской группы РСДРП, политический деятель. С 1904 года — член Обской группы РСДРП. Принимал активное участие в Первой русской революции. В конце сентября 1906 года — представитель Обской группы на партийной конференции Западно-Сибирских социал-демократических организаций. Был арестован после возвращения из Омска и пребывал в заключении до февраля 1907 года.
С 1917 по 1918 год — член Вокзального райкома партии, участник III съезда крестьянских депутатов Западной Сибири, депутат Новониколаевского участкового железнодорожного совета. Во время колчаковского правления состоял в подпольном Вокзальном комитете. Был в числе организаторов трёх забостовок, проходивших в июне—октябре 1918 года.
После ухода колчаковцев из Новониколаевска продалжал работать в Вокзальном райкоме РКП(б). Умер в 1924 году в Новониколаевске.
27 марта 1934 года на митинге железнодорожников в депо выступал «Всероссийский староста» - М.И. Калинин, о чем гласит мемориальная доска, установленная слева от входа в цех «ТР – 2 МВС». В 1940 году в паровозном депо Новосибирска началось «лунинское движение» по имени машиниста Лунина Н.А., который проявил инициативу по экономии средств на ремонте паровоза силами самой бригады паровоза. Особенно широко оно распространилось в годы Великой Отечественной войны. За этот почин и за ударный труд на транспорте 10 апреля 1942 года Лунину Н.А. было присвоено звание Лауреата Государственной премии, а в 1943 году – звание Героя Социалистического Труда.
Еще один знаменитый работник депо – Константин Сергеевич Заслонов, который работал там с 1935 года, а с началом войны добровольцем ушел на фронт. Он был направлен в немецкий тыл и начал там активную «рельсовую войну», за время которой было пущено под откос 6 эшелонов, взорвано 170 паровозов, уничтожено более 400 солдат противника. К.С. Заслонов погиб в одном из боев. 7 марта 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Во время войны в депо был построен бронепоезд «Советская Сибирь», состав экипажа был укомплектован работниками депо и отправлен на фронт.
Прямоугольное в плане, двухсветное здание цеха было построено в 1896 году. Фундамент бутовый, цоколь кирпичный, стены кирпичные с бутовыми вставками. Перекрытия и крыша железобетонные. Окна первого света с лучковым завершением и замковым камнем. В межоконном пространстве – лопатки. Окна второго света – прямоугольные с замковым камнем. Двойной карниз небольшого выноса. Здание было перестроено в 1960 е годы: увеличена высота, появился второй свет, одноэтажная пристройка. Размеры в плане: 126 × 18,9м. Второе здание, входящее в состав памятника, – цех «ТО – 3 Электровозов» паровозного депо станции «Обь», построенный в 1893 году. Это прямоугольное в плане, одноэтажное здание, с фронтоном ступенчатой формы с одного торца и стрельчатым фронтоном с другого. Фундамент бутовый, цоколь кирпичный. Стены кирпичные с бутовыми вставками, усилены контрфорсами, декорированными сухариками, с наклонными металлическими водоотводами. Перекрытия и крыша железобетонные. Оконные проемы с лучковым завершением. Над окном – замковый камень и сандрик лучкового очертания. Многоступенчатый карниз небольшого выноса украшен сухариками и декоративными поясами. В верхней части карниза на равном расстоянии друг от друга расположены прямоугольные отдушины. Здание было незначительно перестроено в 1960 е годы: увеличена высота. Паровозное депо является первым промышленным каменным зданием Новониколаевска.
Решением Новосибирского облисполкома от 22.11.1960 г. №868
отнесён к категории региональных памятников истории.
Дата постройки: 1896–1898 годы, реконструирован в 1934 году.
Паровозное депо
06.02.2023
Объекты
Авторы фото
cn.ru, commons.wikimedia, hmong.ru, ru-railway.livejournal, wiki2.org, wikimapia
Адрес
г. Новосибирск, Бурлинский переезд, 4.
Автор
НПЦ по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области; Георгий Михайлов