Второй железнодорожный мост через Обь был возведен в рамках строительства обхода Новосибирска. Было принято решение в рамках формирования угольно-железнорудного товарного потока с Кузбасса на Урал о строительстве железнодорожной ветки ст. Обь - ст. Инская. Она должна была служить прежде всего для транспортировки грузов, в особенности кузбасского угля. Дорога начинается на одном берегу Оби, а к Транссибирской магистрали примыкает на другом, и мост для нее решено было перебросить с одного берега на другой над островом Кораблик.
Остров практически не использовался как в 1930 году, когда началось строительство, так и сейчас — не считая небольшой пристани, единственными строениями на нем остаются три железобетонных опоры Комсомольского моста. Это была первая в городе ударная комсомольская стройка первой пятилетки.Лозунг «Всё – Кузнецкстрою! Всё – для Кузбасса!» звучал громко, его знали все.
Колоссальное сооружение, ставшее на тот момент самым большим двухпутным мостом в СССР, построили в рекордные сроки за четырнадцать месяцев. Движение по мосту открыто 7 января 1932 года. Мост имеет семь пролетов, а его общая длина составляет 880 метров.
Символ героического труда молодежи - так называют вторую железнодорожную переправу в Новосибирске.
Переправу возводили в экстремальных условиях. Зимой много сил уходило на отогрев замерзшего материала - камня, щебня, песка. Весной работали наперегонки с ледоходом и рисковали жизнью. Однажды во время работ на одной из опор на льдине унесло 100 человек. Людей спасли, а вот опоры были повреждены. Все возникающие трудности ежедневно отмечали на "сигнальных досках", фактически новостных афишах. На всеобщее обозрение выставляли и имена, как лучших рабочих, так и нарушителей дисциплины - прогульщиков, пьяниц, лодырей. Им даже зарплату платили в отдельных кассах, и в последнюю очередь. А вот те, кто не ленился, получали приличные деньги. Многие на заработанное смогли построить себе дома.
За ударную работу на строительстве было премировано 315 комсомольцев. Весь комсомольский коллектив удостоили Почетной грамоты «третьего, решающего года пятилетки».
В партийных документах говорилось: «Благодаря правильному руководству партии при помощи горкома комсомола комсомольский коллектив сумел правильно расставить комсомольские силы на строительстве, кроме этого, своими силами, путем субботников отработал 12370 трудодней, беспощадно вел борьбу со всякими оппортунистическими настроениями и давал решительный отпор классовому врагу, сам давал рекордные показатели, этим самым заражал всю остальную массу рабочих в борьбе за досрочное выполнение пуска Обского моста».
За эти заслуги комсомола Новосибирский городской Совет депутатов трудящихся присвоил новому мосту имя Коммунистического Интернационала молодежи.
Благодаря высокому качеству работы проектировщиков и строителей спустя десятилетия Комсомольский мост по-прежнему в строю. Построенный комсомольцами и названный в их честь, мост успешно эксплуатируется и сейчас. Основной его функцией, как и задумывалось, является пропуск грузовых поездов. Его можно и нужно успешно эксплуатировать и дальше, что подтверждают постоянные обследования и экспертные оценки.
Сегодня по Комсомольскому мосту поезда ходят через каждые три минуты. С высоты птичьего полета хорошо видно, как он замыкает череду городских переправ через Обь. В 2018 году в честь 100 летия ВЛКСМ на пересечении Бердского шоссе и железнодорожной ветки после Комсомольского моста на одной из основ путепровода установлена памятная доска в честь строителей моста.
Комсомольский мост
03.06.2022
Объекты
Диктор
Нет
Авторы фото
Неизвестен
Автор
Юрий Аристов