Коммунальный (Октябрьский) мост.
Коммунальный или Октябрьский мост в Новосибирске через реку Обь, соединяет две его части Ленинский и Октябрьский районы. Коммунальный мост состоит из семи 128-метровых пролетов, был открыты в конце 1955 года и стал первым автомобильно-трамвайно-пешеходным мостом через Обь в Новосибирске. До этого периода движение осуществлялось по понтонной переправе в летний период и по льду в зимний.
Общая длина возведённого моста составили 896 м. Сам проект моста и всего комплекса сооружений мостового перехода с его подъездными путями выполнен коллективом конструкторов под руководством инженера Г.Д. Поповым и архитектором К.И. Яковлевым.
До возведения Коммунального-Октябрьского моста левобережная и правобережная части города Новосибирска развивались как-бы независимо друг от друга. Даже временной отсчёт часовых поясов, располагающихся на разных берегах реки Обь отличался на +1час.
Вечером 20 октября 1955 года состоялось торжественное принятие построенного моста в эксплуатацию. Затраты на строительство нового моста составили порядка 128 млн рублей.
На торжественное открытие коммунального моста (так его все называли) собрались десятки тысяч новосибирцев. Оно произошло в пять часов вечера 20 октября 1955 года. Много было торжественных речей представителей власти, строителей, общественности города. Испытания моста прошли успешно. Их провели еще 13–15 октября специалисты кафедры и мост станции НИИЖТа. В качестве нагрузки по мосту одновременно пустили 113 груженых балластным материалом большегрузных автомобилей.
«В 17 часов 45 минут были перерезаны алые ленты на правой и левой сторонах моста. Потоки людей устремились навстречу друг другу. Двинулись трамваи, автобусы, затем легковые машины», — писали газеты.
Потребность в мосте, который соединил бы основную часть Новосибирска с его промышленным Кировским и Ленинским районами, появилась еще в двадцатые годы. В 1938 году проект моста был готов. Его автор — Г. Попов. Но помешала война.
В 1946 году секретарь обкома ВКП(б) М. Кулагин обращается с докладной запиской о строительстве второго моста через Обь к заместителю председателя СНК СССР А. Косыгину.
17 октября 1951 года было принято Постановление Совета Министров СССР о строительстве коммунального моста в Новосибирске. А в начале 1952 года начались подготовительные работы. Они затянулись — пришлось переселять жителей из района строительства, сделать планировку территории, создать такие предприятия, как бетонный завод, лесозавод, склад металлоконструкций. Большие изменения претерпел и первоначальный проект моста.
В центре моста проходили две ветки трамвайных пути, разделявших две двухпутных полосы автомобильного движения и движения общественного транспорта: автобусов и троллейбусов, по краям дорожного полотна, с обоих сторон проходили два пешеходных тротуара. Протяжённость надводной части нового моста насчитывала семь пролётов и составляла 840 м. Общая же длина всей мостовой конструкции, вместе с насыпью на левом берегу и четырьмя пролётами в правобережной части над путепроводом, над улицей Большевистской составлял порядка 2,3 км.
В феврале 1953 года начались кессонные работы. Многие выполняли до трех-четырех норм в смену. В некоторые дни выработка лучших рабочих достигала пятисот процентов. Здесь работали бетонщики, арматурщики, монтажники, клепальщики, изолировщики, плотники, облицовщики, маляры, каменотесы. Но все эти рабочие были прежде всего верхолазами. Многие совмещали профессии.
Среди строителей моста были и рационализаторы. Всего реализовали свыше 400 рационализаторских предложений, что дало больше двух миллионов рублей экономии.
Мост наш по конструкции своей особенный: первый, как тогда говорили, в практике мостостроения. До этого никогда и нигде не строили таких длинных пролетов — более 120 метров.
Вторая особенность — использование специальной высокопрочной и упругой стали, которую создали металлурги. Только поэтому огромные арки выдерживают колоссальную тяжесть пролетных строений. По проекту сборка пролетных строений должна была вестись только с правого берега. Однако строители на свой страх и риск работали с обеих сторон одновременно. Для этого пришлось перевозить тяжелые металлоконструкции (весом более 20 тонн каждая) на тракторах по льду на левый берег.
Все детали для моста изготавливались в Новосибирске, кроме стальных ажурных конструкций. Их привозили собранными звеньями из Челябинска и Кузнецка.
В 90-хх годах из-за резкого увеличения потока автомобилей городские власти приняли кардинальное решение убрать с Октябрьского моста обе ветки трамвайных путей. Решение до сих пор является спорным, так как снова разрубило город по его берегам и отбросило его в динамическом развитии.
Коммунальный (Октябрьский) мост через реку Обь.
25.12.2022
Объекты
Авторы фото
sdelanounas.ru, 2gis, bsk.nios, fotokto.ru, limonos.ru, sdelanounas.ru, topgid.net, tunnel.ru, polzam.ru, Слава Степанов
Время работы
Круглосуточно
Адрес
г. Новосибирск, ул. Восход.
Автор
Элеонора Шелепова МДОУ «Гимназия № 13 имени Э.А. Быкова» Людмила Кузменкина; Георгий Михайлов