АЭРОВОКЗАЛ ГОРОДСКОГО АЭРОПОРТА
Здание аэровокзала занимает ответственное положение в планировочной структуре Заельцовского района, замыкая ул. Аэропорт, продолжающую Красный проспект. Оно было построено при городском аэропорте в 1956–1957 годах по типовому проекту, доработанному архитекторами Н.И. Углицких и О.И. Жигаловой. В настоящее время здание примыкает к южной границе территории бывшего аэропорта. Аэропорт гражданской авиации площадью в 100 га был построен в середине 1930 х годов на севере г. Новосибирска, в 8км от р. Обь по трассе Красного проспекта и обслуживал транзитные рейсы Москва – Иркутск, а также местные линии до Барнаула, Бийска, Кемерово, Свердловска, Магнитогорска, Колпашево и др. С появлением в начале 1960 х годов второго аэропорта, Толмачево, расположенного в 25 км. от Новосибирска и рассчитанного на самолеты всех классов, городской аэропорт стал обслуживать местные авиалинии региона (Западной Сибири). Объемно-планировочное решение здания отличается простотой: центральный объем немного выше и выступает вперед, к нему с двух сторон примыкают крылья высотой в два этажа. Главный фасад имеет симметричную композицию. Ось симметрии подчеркивает высотная доминанта здания – барабан с прямоугольными окнами, увенчанный круглой в плане башенкой со шпилем. Время разработки проекта определило архитектурную стилистику – фасады здания декорированы ордерными формами неоклассики. Восьмиколонный портик большого (на два этажа) ордера продолжает центральный объем. Четыре средние колонны восьмигранные в сечении с ионическими капителями, четыре крайние – квадратные с дорическими капителями. Потолочная поверхность антаблемента центрального портика декорирована профилированными штукатурными тягами, розетками. Верхнюю часть центрального объема здания обрамляет аттиковый пояс, расчлененный на северном и южном фасадах декоративным ограждением из столбиков и балюстрады. Аналогичное декоративное ограждение выполнено на крышах, примыкающих к основному объему крыльев здания. На втором этаже северного фасада в центральной части здания расположена лоджия с ограждением из балюстрады. Над порталом входа со стороны западного фасада сохранился балкон с ограждением из декоративных столбиков и балюстрады. Аналогичный балкон на восточном фасаде утрачен. В отделке стен и колонн применена рустованная штукатурка «под песчаник», с шероховатой фактурой которой контрастируют гладкие поверхности карнизов, капителей, обрамлений окон, выделенные пастельными оттенками. На фризе выполнена надпись «АЭРОПОРТ». Окна на первом этаже прямоугольные, на втором имеют полуциркульное завершение. В крыльях окна первого и второго этажей объединены профилированной рамкой. Интерьеры внутренних помещений выполнены в духе советского классицизма: массивные колонны, высокие филенчатые двери, обилие лепнины. Центральный двусветный зал перекрыт крестово-купольным сводом. Здание аэровокзала городского аэропорта является ярким образцом архитектуры советского классицизма.
Историческая справка.
Историю авиации в Новосибирске принято отсчитывать с 17 мая 1929 года: в этот день состоялся самый первый почтовый рейс из города в Омск на одном из четырех переданных из ВВС самолетов «Фоккер С-4». Первая аэростанция находилась в районе улицы Ипподромской, но уже в октябре следующего года её перенесли за Вторую Ельцовку и переименовали в Новосибирский аэропорт ВО ГВФ — Всесоюзного объединения гражданского воздушного флота.
Первый пассажирский рейс из аэропорта отправился в 1930 году в Новокузнецк, зимой 1932 года открыли авиалинию Новосибирск — Колпашево — Каргасок, тем же летом пассажирские самолеты из Новосибирска стали летать в Свердловск. С того времени авиация в стране развивалась стремительно, и Новосибирск стал важным пунктом в постоянно добавляющихся авиамаршрутах. Первое здание авиавокзала было деревянным и не сохранилось. Второе, уже каменное, построили и открыли в 1935 году — оно всё еще стоит внутри троллейбусного кольца, правда, узнать в нем одно из главнейших городских зданий уже невозможно. В то время один за одним открывались новые маршруты, в аэропорту появился ангар и сильно вырос парк самолетов, а вокруг него постепенно выстроился небольшой поселок: с магазином, почтой, немного позднее было возведено и ДК «Авиатор».
Многие краеведы считают, что своим стремительным ростом в середине прошлого века Новосибирск обязан именно городскому аэропорту: он сыграл решающую роль, когда в начале Великой Отечественной войны сюда были эвакуированы заводы из Центральной части СССР. На территорию городского аэропорта в конце 1941 года эвакуировали московскую «Авиаремонтную базу № 2401». В 1941 году по программе ленд-лиза шла поставка боевой техники. Самолёты перегонялись своим ходом из США в СССР, маршрут самолётов «Аэрокобра» и «Бостон» пролегал через Новосибирск, в котором они получали техобслуживание и дозаправку, а затем отправлялись в боевые расположения фронтовых частей.
Новое здание Новосибирский городской аэропорт получил только в 1957 году. Представительное строение по архитектуре сегодня ставят в один ряд с морским вокзалом в Сочи. В здании на первом этаже располагались билетные кассы, справочное бюро и камеры хранения багажа, на втором — почта, телеграф, радиоузел и комната отдыха, а также помещения для администрации. Ещё были три зала: зал ожидания, большой зал и малый ресторанный.
Год постройки: 1956–1957 годы
Здание АЭРОВОКЗАЛ ГОРОДСКОГО АЭРОПОРТА постановлением администрации Новосибирской области от 27.07.2005 г. №54 признано памятником архитектуры местного (муниципального) значения.
Аэровокзал городского аэропорта г. Новосибирск
02.01.2023
Объекты
Авторы фото
maxresdefault, 2ГИС, 2ГИС, foto-history.livejournal, 2ГИС, yandex.ru, l-boris.livejournal, Антон Кикоть, Слава Степанов, Слава Степанов, Слава Степанов, Слава Степанов, Антон Кикоть
Адрес
г. Новосибирск, ул. Аэропорт, 2/2
Автор
НПЦ по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области; ngs.ru; Георгий Михайлов