Станция «Золотая нива» - тринадцатая по счету Новосибирского метрополитена и пятая на Дзержинской линии. Она стала заключительным аккордом строительства второй очереди Новосибирского метрополитена.
«Золотая нива» - колонная станция мелкого заложения с одним рядом из 26 колонн с шагом 4 метра. Свод станции опирается на сетку боковых буронабивных свай, расположенных на расстоянии четыре метра друг от друга. В отделке станции преобладают алюминиевые панели золотистого и серебристого цветов: ими облицованы путевые стены и потолок станции, ряд колонн символизирует "золотые" колосья "нивы", капители колонн выполнены в виде оригинальных проштамповок с изображением колосьев, сами колонны "обхвачены" длинными перфорированными вставками золотистого цвета. Особенность этой станции - три ленточных эскалатора, которые связывают платформу и вестибюль номер один.
Еще одна особенность - это первая станция в Новосибирском метрополитене, оборудованная лифтом, которым сможет пользоваться так называемая категория маломобильных групп населения. Один из входов на станцию находится в офисном здании, которое было сдано одновременно с самой станцией.
Открытие станции состоялось 7 октября 2010 года. Однако, 26 октября 2010 года, постановлением суда от 25 октября 2010 года, станцию закрыли на 30 суток. Разрешения на полноценную эксплуатацию дано не было. Долгое время оформлялся ряд документов по допуску к электроустановке, а затем специалисты провели проверку тоннеля и станции. В итоге, станцию открыли лишь 9 февраля 2011 года.
Станция является самой восточной станцией метро в России (и в СНГ). Самой западной является петербургская "Приморская".
Первые подготовительные работы по сооружению станции начались еще в 1992 году, когда с улицы Кошурникова были сняты трамвайные рельсы. В следующем 1993 году была отгорожена территория под камеру съездов на дамбе речки Каменки. Оттуда была начата проходка двух тоннелей до станции «Березовая роща». Однако вскоре из-за финансовых трудностей все работы были прекращены. Задел, созданный в начале 90-х, оказался ничтожно мал: первый щит прошел 44 метра, второй – семь метров в сторону «Березовой рощи».
Первый участок от станции «Березовая роща» до демонтажной камеры протяженностью 150 метров был пройден в 1997 году и представляет собой тоннели в бетонной и чугунной обделке и демонтажную камеру из сборных железобетонных конструкций. Второй участок – от демонтажной камеры до камеры съездов, расположенной в насыпной дамбе через речку Каменку по улице Кошурникова, имеет протяженность 442 метра. К сооружению этого участка смогли приступить лишь в конце 2006 года.
В течение 2007-2009 годов велись работы по строительству камеры съезда, расположенной на дамбе по ул. Кошурникова. Это участок открытого способа работ. Принципиально иной была организация работ на сооружении станционного комплекса. После выполнения правого перегона щит развернули и начали сквозную проходку левого тоннеля. Раскрытие платформенного участка станции началось в 2008 году. Однако летом 2008 года котлован был затоплен грунтовыми водами, что осложнило ведение работ. Сооружение станции велось полузакрытым способом. Частично раскрыв котлован, на его дне была забетонирована плита, которая опирается на боковые буронабивные сваи, устроенные с определенным шагом. Это первый опыт подобного строительства в Новосибирске.
Участок второго тоннеля длиной 528 м на перегоне "Березовая роща" – станция "Золотая Нива", не вошедший в пусковой комплекс при сдаче в эксплуатацию станции «Золотая Нива» в 2011 году, был построен подземным способом с помощью щитового комплекса, как это предусмотрено проектом. Опыт такого строительства в Новосибирске уже имелся при строительстве тоннелей от станции "Маршала Покрышкина" до станции "Березовая роща" в 2003-2005 годах.
Проектное название станции - "Гусинобродская", по расположенному рядом жилмассиву. Именно под этим названием станция фигурировала на всех схемах и документах вплоть до 2004 года, когда было решено перенести это название на следующую станцию, которая имела проектное название "Доватора". Присвоение этого названия станции метро весьма уникально для метрополитена. Изначально, ещё во времена СССР в этом жилмассиве Новосибирска функционировал одноимённый хлебобулочный магазин, по названию которого была наименована остановка общественного транспорта "Магазин Золотая Нива". После распада СССР магазин прекратил своё существование, а наименование остановки сохранилось. Таким образом, неофициальный народный топоним приобрёл официальный статус через название станции метро.
Станция «Золотая Нива»
10.05.2023
Метро
Авторы фото
Фото 1-8: metrowalks, Фото 9: А. Колпаков, Фото 10: Яндекс
Время работы
Ежедневно: 06:00–24:00
Адрес
г. Новосибирск, ул. Кошурникова 33; ул. Бориса Богаткова 217/1, 239, 248, 210/1, 221
Автор
использован материал сайта Мир метро