Станция открыта: 7 января 1986 года (28 декабря 1985 года)
Тип станции: колонная наземно-эстакадная
Архитекторы: В. Соколов, В. Питерский
Главный инженер проекта: В. Коженков
Главные конструкторы: А. Мельник
Описание станции
Станция входила в состав первого пускового комплекса и принята в эксплуатацию 7 января 1986 года (официально - 28 декабря 1985 года). Пол станции отделан гранитом, путевые стены и колонны светло-серым мрамором, потолок станции отделан алюминиевым профилем. Круглые по форме цветные витражи выполнены из стекла и стилизованны под знаковые объекты городов Западной Сибири, расположенных на берегах рек бассейна Оби и Иртыша. Проект станции выполнен в институте «Новосибметропроект» архитекторами – В. Соколовым и В. Питерским. Позже, В.Соколов вспоминал: "Мне предстояло оформить станцию "Речной вокзал". Доверили именно это дело, наверное, вспомнив, что я создавал интерьер гостиницы "Обь" и речного вокзала. Мол, тема одна, опыт есть - давай, берись смело. Но не все оказалось так просто. "Речной вокзал" - станция, многим отличающаяся от других сооружений пусковой очереди. Не раз бывал в гостях у строителей, присматривался, как они ее возводят, и искал решение. И вдруг пришло такое решение: станция - большой плывущий по Оби корабль; через расположенные на его "бортах" иллюминаторы видны преобразованные трудом советских людей берега, древние сибирские города, новостройки. Десять окон-иллюминаторов. И словно десять сибирских городов встречаются на пути - Новосибирск, Омск, Бийск, Барнаул, Томск, Новокузнецк, Сургут, Тюмень, Тобольск, легендарная Мангазея.. И решить это надо ярким цветным витражом".
Сразу за станцией начинается эстакада над улицей Большевистская и метромост. Между платформой и эстакадой расположены мощные тепловые завесы, которые в холодный период года отсекают воздух, поступающий с метромоста. В дневное время станция дополнительно освещается естественным освещением через галереи метромоста.
Станция "Речной вокзал" на сегодняшний момент единственная в Новосибирском метро с боковыми платформами и центральным расположением путей.
Строительство станции
Строительство станции началось значительно позднее чем строительство других станций первой очереди. Первые земляные работы на месте будущей станции начались лишь 12 апреля 1983 года. Связано это было с обилием инженерных сетей (электричество, водопровод, телефон, канализация и прочее), которые необходимо было перенести для начала раскрытия котлована, однако, процесс всё время затягивался. В связи с этим, весь процесс по сооружению станции шёл в достаточно ускоренном режиме.
Станция возведена открытым способом. Поскольку рельеф правого берега Оби достаточно сложный, а территория станции примыкает к путям алтайского направления Западно-Сибирской железной дороги, её строительство было осложнено этими факторами. В частности, между улицей Зыряновская и путями железной дороги Алтайского направления была устроена камера для извлечения щита, для этого пути железной дороги были на время были перенесены на небольшое расстояние в сторону улицы Большевистской. Однако сложность работы состояла в том, что несмотря на перенос путей работа проводилась в чрезвычайно стесненных условиях, а железнодорожные пути не могли быть перенесены на большое расстояние из-за двухуровневой развязки в створе улицы Восход.
Кроме того, уже за пределами станции перегонные тоннели пересекают железнодорожные пути ниже уровня головки рельса. Во время строительства создалась критическая ситуация для сооружения станции и перегонных тоннелей нужно было проходить из котлована станции, которого еще не было. Нужно было принять экстренные меры, чтобы завершить строительство станции в срок. Пришлось изменять организацию работ, предусмотренную проектом. Проходка тоннелей была осуществлена от станции "Октябрьская" вниз под уклон. Это дало возможность одновременно проходить тоннели и строить станцию.
Ещё одна проблема при создании станции произошла в сентябре 1984 года - в левом перегонном тоннеле появилась мокрая порода, что означало угрозу просадки наземных сооружений. В экстренном порядке метростроевцы принялись укреплять стены и фундаменты домов по улицам Кирова и Восход расположенных вблизи зоны строительства.
История и происхождение названия
Своё название станция получила по расположенному вблизи речного вокзала Новосибирска. Строительство вокзала началось в середине 1960-х годов, однако процесс сильно затянулся, и он был открыт лишь в апреле 1974 года. Здание вокзала в совокупности с сооружённой вместе с ним гостиницей стало своеобразной доминантой района на долгие годы. В настоящее время здание вокзала почти заброшено и постепенно разрушается. Существуют проекты восстановления и реконструкции, однако к реальным действиям пока не приступали.
Станция "Речной вокзал"
15.07.2023
Метро
Авторы фото
Фото №1: Наталья Аксентьева, Фото №2: Яндекс. Карты, Фото №3: Мир метро, Фото №4-13: Прогулки по метро, Фото №14: Яндекс.ру
Время работы
Ежедневно: с 06.00 до 24.00
Адрес
г. Новосибирск, ул. Большевистская 42/1
Автор
по материалам сайта: Прогулки по метро