Станция открыта: 26 июля 1991 года
Проектное название: "Площадь Карла Маркса"
Тип станции: односводчатая мелкого заложения
Архитекторы: В. Козляев, С. Моржаков, Е. Малыхин
Главный инженер проекта: В. Романов
Главные конструкторы: В. Шапошников, С. Кальян
Станция расположена в левобережной части города, под одноимённой площадью образованной пересечением проспекта Карла Маркса с улицами Ватутина, Сибиряков-Гвардейцев и Титова. Площадь является основным транспортным узлом левобережной части Новосибирска, откуда отправляются маршруты наземного транспорта по всей левобережной части города и пригородам, а также в аэропорт "Толмачёво". Рядом со станцией расположено множество торгово-развлекательных центров. Вестибюли станции соединены с платформенной частью маршевыми лестницами. Западный вестибюль станции совмещен с цокольным этажом нового торгового комплекса. Восточный вестибюль имеет выход в длинный коридор разветвленного подземного перехода, который превращен в торговый ряд.
Описание станции
Принята в эксплуатацию 26 июля 1991 года. Станция является конечной на Ленинской линии. За станцией построен тоннель для оборота поездов. Станция является одной из четырех существующих односводчатого типа в Новосибирском метрополитене. Возведена открытым способом. Архитекторы – В. Козляев, С. Моржаков, Е. Малыхин использовали темно-красный гранит в оформлении стен станции по «идеологическим» причинам. Однако из-за невысокого качества проведенных отделочных работ в некоторых местах стены станции в настоящее время укреплены сваренными стальными балками. На островной платформе стандартной для новосибирского метро длины в 102 метра уложен светло-серый гранит, с вкраплениями тёмно-красного. На оштукатуренном своде размещены три ряда люминесцентных светильников, расположенных в оригинальных ленточных абажурах.
На сегодняшний день станция является самой загруженной в Новосибирском метро. Её среднесуточный пассажиропоток составляет более 40.000 человек.
По изначальному проекту и конструкции станция имеет общие черты с "Заельцовской": максимально поднят в высоту свод станции из-за этого из одного вестибюля полностью просматривается вся платформа, также выходы со станции ведут в сеть подземных переходов (однако в случае с "Заельцовской" из-за финансовых причин от переходов было решено отказаться). В перспективе станция станет пересадочной на проектируемую Кировскую линию.
Строительство станции
Строительство станции началось незадолго до завершения сооружения первого пускового участка - весной 1985 года, осенью 1986 года был разработан котлован станции. До 1989 года работы по сооружению станции шли по графику, однако уже в 1990 году начались перебои с поставкой строительных, а позже и отделочных материалов. По изначальному графику, станцию планировалось сдать к концу 1990 года, однако, этого не произошло. Весной 1990 года на станции шли отделочные работы, как говорили очевидцы: "Рабочие лепят на фигурные стены гранитную облицовочную плитку. Стена - первая, а плитка - последняя". 1 мая 1990 года, "Союзметроспецпроект" прекратил поставки мрамора для станции "Гагаринская" и гранита для "Площади Маркса", начались в спешном порядке поиски нового поставщика. Когда работы на станции были почти завершены, не успевали в срок закончить сооружение наземных павильонов. Вызвано это было затянувшейся холодной погодой в условиях которой было невозможно завершить строительство, в результате чего, очередной срок открытия станции к майским праздникам 1991 года, был снова перенесён на три месяца. Станция «Площадь Маркса» стала последней станцией метро, открытой в Советском Союзе.
История и происхождение названия
Станция получила своё название от одноименной площади под которой и расположена. Площадь, расположенная в Ленинском административном районе Новосибирска, фактически, является центром новосибирского Левобережья, параллельно будучи и центром крупнейшего транспортного узла в этой части города, что в совокупности и обеспечивает на станции очень высокий пассажиропоток. Примечательно, что сама площадь официально называется площадью Карла Маркса, и во всех проектных документах и схемах станция тоже значилась как "Площадь Карла Маркса", однако незадолго до открытия имя немецкого философа из названия станции почему-то решили вычеркнуть. Хотя, ещё несколько лет назад на некоторых наземных павильонах станции название было написано с именем.
С самого начала ХХ века в этой части левобережья располагались поля и пашни, первым сооружением на месте будущей площади стала построенная в 1939 году водонапорная башня, сохранившаяся до сих пор. До сих пор, многие новосибирцы называют место где расположена станция метро - "Башня". В первые послевоенные годы началась и застройка площади, преимущественно жилыми домами. Уже в 2000-е годы вокруг выходов из метро как грибы разрослись сначала множественные торговые комплексы.
Площадь получила своё название в честь Карла Генриха Маркса (1818-1883) - немецкого философа, писателя, общественного деятеля, экономиста и политического журналиста, автора таких работ как "Манифест Коммунистической партии" и "Капитал". Его работы сформировали в философии такие направления как диалектический и исторический материализм, в экономике - теорию прибавочной стоимости, в политике - теорию классовой борьбы. В совокупности все эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и идеологии, получив название "марксизм". Разумеется, никакого отношения Карл Маркс к Новосибирску не имел (в годы его жизни нашего города не существовало), название площади было дано исключительно из-за идеологических соображений.
Станция "Площадь Маркса"
16.07.2023
Метро
Авторы фото
Фото №1-4: Прогулки по метро, Фото №5-6: Слава Степанов, Фото №7: Яндекс. Карты, Фото №8: Яндекс.ру, Фото №9: Дмитрий Аксёнов, Фото №10: Константин Ощепков
Время работы
Ежедневно: с 06.00 до 24.00
Адрес
г. Новосибирск, пл. К. Маркса
Автор
По материалам сайта: Прогулки по метро