Станция «Площадь Гарина-Михайловского».
Новосибирский метрополитен.
Дзержинская линия. Открыта 31 декабря 1987 г.
Архитекторы: Попов Л., Катаев Ю.К.
Главный инженер проекта: Романов В.И.
Главный конструктор: Мельник А.П.
Возведена открытым способом. Архитектурной особенностью станции является потолок платформенного участка, выполненный в виде отдельных куполов, в которых размещены светильники. Путевые стены платформенного участка облицованы бледно-розовым мрамором, круглые колонны светло-серым мрамором. С одного вестибюля имеется эскалаторный спуск из трех лент. Расположена на площади Гарина-Михайловского, в зоне крупнейшего железнодорожного узла «Новосибирск-Главный». Вход со стороны железной дороги соединен подземным переходом с пригородным железнодорожным вокзалом. Станция всегда являлась конечной Дзержинской линии и ещё долго будет ей являться. Из-за невозможности строительства открытым способом на территории железнодорожной станции, за Площадь Гарина-Михайловского нет тупиков для оборота поездов. Перед станцией уложен съезд, по которому осуществляется переход отправляющихся со станции поездов с первого на второй путь перегона. Кроме того, к первому пути перегона Сибирская — Площадь Гарина-Михайловского примыкает соединительная ветвь с Ленинской линии, на эту станцию прибывают выходящие на линию поезда.
Станция открыта 31 декабря 1987 года вместе с первым пусковым участком Дзержинской лини, которая до конца 2000 года состояла всего из двух станций: "Сибирская" и "Площадь Гарина-Михайловского", между которыми было организовано челночное движение поезда.
Архитекторы станции Л. Попов, В. Волович и Ю. Катаев запроектировали потолок платформенного участка станции в виде отдельных ниш-куполов, в которых размещены светильники. Потолок платформенного участка выполнен по технологии монолитного железобетона, что позволило выполнить купола с идеальной ровностью внешней поверхности. Путевые стены платформенного участка облицованы бледно-розовым мрамором, круглые колонны - светло-серым мрамором.
По этой станции объявили конкурс на ее архитектурную отделку среди институтов СССР, проектирующие метрополитены. Остановились на варианте головного в СССР московского института "Метрогипротранс" с применением сводчатых куполов в потолке и белого блестящего цвета мрамора из карьера "Слюдянка". При строительстве мрамор впоследствии был заменен на "Коелгу" - по экономическим причинам. В результате из белого цвета мрамора стен со временем получился серый в ржавых яблоках. Стоит отметить, что выбранный для создания станции архитектор - Лев Попов, на тот момент был одним из самых прогрессивных и востребованных советских метрополитеновских зодчих со своим узнаваемым архитектурным стилем.
Эта конечная станция не имеет оборотных тупиков. Рельсовый путь заканчивается сразу за платформенным участком. Перед станцией расположен стрелочный переход. За всю историю эксплуатации станции большую часть времени использовался только левый путь. Правый путь использовался в период с 2000 по 2005 годы (иногда и до 2007 - открытия полноценного движения по линии), когда после открытия станции "Маршала Покрышкина" было организовано челночное движение поездов по линии (каждый поезд по своему пути). Снова правый путь будет использоваться лишь в далекой перспективе, когда Дзержинская линия будет продолжена в левобережную часть города. Но это произойдет еще не скоро.
Станция "Вокзальная" (переименована в "Площадь Гарина-Михайловского") хотя и была утверждена в техническом проекте I очереди строительства метрополитена, но она относится уж к другой - Дзержинской линии. Во время строительства метро в Новосибирске, московское руководство "Главтоннельметростроя" предлагало отнести строительство этой станции на поздние строки, опасаясь за своевременность ввода пускового комплекса, намеченного к концу 1985 года, где надо было сосредоточить все силы. Однако по настоянию руководства города решено было форсировать котлован станции у железнодорожных ворот города, тем самым поставив "Главтоннельметрострой" перед фактом необходимости возведения станции в намеченные сроки II пускового комплекса, т.е. в 1987 году.
Возведена открытым способом. Уже в процессе возведения стены в грунте для разработки котлована станции, рабочие столкнулись с такой проблемой. Дело в том, что ещё до Революции, привокзальная площадь была "от души" выложена булыжником, под которым было ещё и очень солидное основание, настолько прочное, что сваезабивочная машина с трудом справлялась, в результате чего пришлось привлечь взрывников. По другой версии, все же основной проблемой был очень твёрдый грунт.
Во время строительства огромный котлован станции был обнесен бетонным забором, а поскольку привокзальная площадь традиционно считается крупнейшим пассажирским узлом города, где расположены конечные остановки многих маршрутов наземного общественного транспорта, неудобство строительства метро ощутили практически все новосибирцы.
Станция получила своё название по привокзальной площади города, которая названа в честь инженера, писателя и основателя Новосибирска Николая Георгиевича Гарина-Михайловского (1852 - 1906). Большинству россиян Николай Георгиевич известен как писатель, наверное, большинство из вас в детстве читали повесть "Детство Тёмы (литературный псевдоним - Николай Гарин). Но, это был очень разносторонний человек, был известен как один из первых русских путешественников, объехавших вокруг Света.
Первоклассный инженер был известен как: изыскатель, проектировщик и строитель. Николай Георгиевич Михайловский всю жизнь строил тоннели, мосты, прокладывал железные дороги.
Станция «Площадь Гарина-Михайловского»
07.05.2023
Метро
Авторы фото
Фото 1-9: Мир метро
Время работы
ежедневно, 06:00–00:00
Адрес
г. Новосибирск, пл. Гарина-Михайловского
Автор
В публикации использованы материалы: nsk.novosibdom.ru; mirmetro.net