Станция открыта: 7 января 1986 года (28 декабря 1985 года)
Тип станции: колонная мелкого заложения
Архитектор: В. Питерский
Художник: А. Чернобровцев
Главный инженер проекта: В. Коженков
Главные конструкторы: А. Мельник
Описание станции
Станция "Октябрьская" была открыта 7 января 1986 года (официально - 28 декабря 1985 года). Станция выполнена по типовому проекту колонной трёхпролётной станции мелкого заложения (т.н. "сороконожка") с 17 парами колонн шагом 6 метров. Станция "Октябрьская" стояла несколько особняком среди других первого пускового участка, поскольку рядом с ней располагалось здание Новосибирского обкома КПСС и в перспективе рядом с метро планировалось создание нового административно-делового центра города. Использование в отделке станции красного гранита придает ей особую стилистическую направленность. В станционном зале колонны ассоциируются со стилизованными факелами, выражающими напряжение борьбы революционных лет. Очень грамотное архитектурное решение: чтобы изобразить образ революционной Сибири, не понадобилось никаких барельефов, мозаик, росписей, а только колонны-факелы с красным фоном путевых стен. Нижняя часть колонн облицована белым мрамором, верхняя – красным гранитом. Путевые стены станции облицованы красно-серым светлым мрамором.
Проектом станции предусмотрена возможность осуществления кроссплатфоменного перехода на станцию перспективной Первомайской линии. Южный вестибюль соединен с перроном станции эскалаторным спуском из трех лент. Северный вестибюль, соединен со станцией лестничными маршами. Из-за крайне низкого пассажиропотока вестибюль был в 1992 году закрыт и повторно открыт в 2007 году. Несмотря на то что станция находится практически в центре города, пассажиропоток по ней достаточно низкий.
Торцевые стены кассовых вестибюлей над лестничными маршами, ведущими на станцию украшены бронзовыми барельефами на тему Октябрьской Революции. Их автор - известный новосибирский художник-монументалист Александр Чернобровцев предложил монументальный бронзовый барельеф: в центре - цифра "1917", развевающиеся знамена, с одной стороны - группа рабочих, с другой - крестьяне. Эти две силы совершали революцию. А внизу как символ "ворот", через которые люди вырывались к свободе, к свету - арка Генерального штаба, сцена штурма Зимнего дворца. Чтобы платформенная часть станции была визуальным продолжением вестибюля было решено выделить арку белым мрамором, в отличии от других частей барельефа.
Строительство станции
В апреле 1979 года "Новосибметропроектом" были выполнены первые чертежи свайного ограждения котлована и земляных работ.
Сразу после забивки первой сваи метростроители приступили к полноценным строительным работам, до сентября продолжалась забивка свай на станции. В октябре строители закончили укладку бетона в основание правого тоннеля через реку Каменка. 16 августа 1980 года началась первая проходка перегонного тоннеля Новосибирского метро (перегон "Октябрьская" - "Площадь Ленина" правый тоннель), тогда же был смонтирован первый в городе тоннелепроходческий щит. В июле 1982 года началась проходка тоннелей в сторону станции "Речной вокзал". В начале 1985 года начались работы по засыпке котлована станции.
Характерной особенностью является тот факт, что один из тоннелей, начинающихся от станции "Октябрьская" в сторону "Речного вокзала" проходит под жилым домом. Расположенным на углу улиц Кирова и Сакко и Ванцетти. Из-за небольшой глубины тоннеля и вибраций он укреплен сваренными стальными балками. В сторону "Площади Ленина" тоннели от станции "Октябрьская" проходят параллельно эстакаде по ул. Кирова. Тоннели строились открытым способом и представляют собой прямоугольный короб в сечении. В ближайшей перспективе значение станции возрастет, т.к. в районе пешеходной доступности разворачивается не только массовое жилищное строительство, но и начинается создание нового делового центра сибирской столицы, включающего в себя офисные, торгово-развлекательные, гостиничные комплексы.
История и происхождение названия
Станция получила своё название по Октябрьскому району, в котором и расположена. Район же, образованный в 1929 году, в свою очередь, получил своё абстрактное и идеологическое название в честь Октябрьской Революции. Изначально, район назывался Закаменским (по своему расположению за речкой Каменка относительно центра города). История Октябрьского района начинается с конца XIX века, со строительства Сибирской железной дороги и моста через реку Обь. За речкой Каменкой располагаются поселения мостостроителей, людей, занятых работой на пристани, конным извозом. В 1930-е массовое строительство обошло район стороной и лишь в 40-е годы тут началось массовое жилищное и промышленное строительство, во многом это было связано с тем, что во время Великой Отечественной Войны в город было эвакуировано множество предприятий. Сегодня Октябрьский район — это заводы, фабрики, автотранспортные предприятия, промышленные базы и высшие учебные заведения. Деловых центров, офисов и учреждений органов управления в районе незначительное количество и большинство из них расположено как раз вблизи станции метро.
Станция "Октябрьская"
15.07.2023
Метро
Авторы фото
Фото 1-6: Прогулки по метро, Фото 7-10: Слава Степанов, Фото11: Яндекс. Карты
Время работы
Ежедневно: с 06.00 до 24.00
Адрес
г. Новосибирск, ул. Кирова
Автор
по материалам сайта: Прогулки по метро