Станция открыта: 28 декабря 1985 года (7 января 1986 года)
Тип станции: колонная мелкого заложения
Архитектор: В. Питерский; Художник: В. Грачёв
Главный инженер проекта: В. Коженков; Главный конструктор: А. Мельник
Открыта в составе первого пускового комплекса Новосибирского метро - 28 декабря 1985 года официально, для пассажиров - 7 января 1986 года. Цветовой строй и элементы изобразительного искусства станции ассоциируются с представлением об истории градостроительного развития и индустриальной мощи Новосибирска. Станция является типовой колонного типа мелкого заложения, она имеет 17 пар колонн с шагом 6 метров.
Строительство станции: Станционный комплекс, включающий в себя две станции метро ("Красный проспект" и "Сибирская"), переход между станциями и подуличные переходы. По изначальному техническому проекту, станция "Красный проспект" располагалась под станцией "Сибирская", позже было принято более рациональное решение - их поменяли местами. Соединительная ветка между линиями получилась более удобной для эксплуатации.
1 декабря 1980 года начались подготовительные работы по строительству станций "Красный проспект" и "Сибирская" (тогда "Нарымская"). Котлован имел глубину от 20 до 22 м. Из зоны деформаций были вынесены не все подземные коммуникации. При подготовке котлована чем глубже выбирался грунт, тем больше нарушались канализационные сети и создавалась угроза обрушения котлована. Поврежденные сети замачивали борта котлована и возникали большие нагрузки на крепление, которое состояло из трех рядов расстрелов. В отдельных местах расстрелы не выдерживали нагрузок и гнулись. Приходилось в аварийном порядке, ставить рядом дополнительные расстрелы. Через 4 месяца работы на станции были прекращены, для дальнейшей работы был доставлен козловой кран грузоподъемностью 15 тонн. Участок соединительной ветки, с радиусом кривой 100 м от камеры съездов станции "Красный проспект" до котлована станции "Сибирская", должен был сооружаться в открытом котловане со свайным ограждением, вблизи здания Дома офицеров. Такая организация работ деформировала здание. Было принято решение этот участок ветки пройти щитом.
В апреле 1982 года был полностью разработан котлован под будущие станции, а уже 25 января 1983 года состоялась сбойка одного перегонного тоннеля в сторону станции "Площадь Ленина". 28 июня 1985 года закончена проходка правого тоннеля от ветки в депо до камеры съездов станции "Красный проспект".
28 декабря 1985 года станция была официально открыта в составе первого пускового участка Новосибирского метрополитена "Красный проспект" - "Студенческая". Для пассажиров двери станции открылись 7 января 1986 года.
История и происхождение названия: Станция получила своё название по улице Красный проспект под которой расположена. Красный проспект - главная улица Новосибирска, начинается прямо от моста Транссиба через Обь, пересекает три площади и выстраивает в почти десятикилометровую линию клубы, магазины, музеи, учреждения, жилые дома. Именно с прокладки этой будущей магистрали началась история Ново-Николаевска, впоследствии Новосибирска. Специфика Новосибирска в том, что он начинался не с улиц, а с площадей. Аналогичным способом в России начинался только Санкт-Петербург. По сути, Красный проспект был постоянно растущей площадью в направлении севера. Вырубался лес на гораздо большем расстоянии, в результате чего образовывалась площадь. Она очень быстро застраивалась, и вырубки продвигали выше. Изначально, согласно генплану 1896 года вокруг площади были нарезаны первые кварталы и улицы. Проспект стал самой широкой улицей города, около 60 метров. В 1909 году в Новониколаевске произошёл крупный пожар, в результате чего, большая часть деревянных строений сгорела, после чего вдоль проспекта место деревянных построек заменили двухэтажные каменные особняки, магазины, представительства фирм.
В 1920 году, в город пришла Советская власть и центральная улица получает новое идеологическое название - Красный проспект (красный цвет — цвет революции, цвет крови, пролитой в борьбе, цвет Советской власти). После Революции улица начинает застраиваться преимущественно административными зданиями. Сегодня Красный проспект является не только главной улицей Новосибирска, но и самой длинной улицей города.
Одноименная станция расположена на пересечении Красного проспекта и улицы Гоголя, и вместе со станцией "Сибирская" является частью единого станционного комплекса. В станционный комплекс входит также и стрелочный переход, расположенный по правому пути сразу за станционным комплексом и соединительная ветка с Дзержинской линией, которая характеризуется предельными значениями уклонов и поворотов. За станционным комплексом в северном направлении расположены соединительные ветки тоннелей, ведущих в депо. Северный вестибюль станции представляет собой кассовый зал совмещенного типа и переход на станцию "Сибирская" Дзержинской линии. За станцией расположены оборотные тупики, которые использовались для оборота поездов до 1992 года, когда станция "Красный проспект" была конечной.
Под совмещенным кассовым залом расположены технические помещения Новосибирского метрополитена. В том числе и комната отдыха машинистов. Именно на этой станции происходит смена состава поездных бригад и машинистов.
Южный выход расположен в торцевых частях жилых домов. Северный выход совмещен с подземным переходом под улицами Гоголя и Красный проспект. Один из выходов в 2006 году был реконструирован и надстроен. Это был первый опыт надстройки над павильоном выхода из метро, который в дальнейшем будет тиражироваться и на других станциях.
Станция метро "Красный проспект"
14.07.2023
Метро
Авторы фото
Фото 1, 3-15: Прогулки по метро, Фото 2: Мир метро, Фото 16: Яндекс. Карты.
Время работы
Ежедневно: с 6.00 до 24.00
Адрес
Новосибирск, Красный проспект 59,63,65,66,68,70
Автор
По материала сайта Мир метро.