Станция "Маршала Покрышкина" открыта: 28 декабря 2000 года
Проектные названия: "Панельная", "Фрунзенская", "Ольги Жилиной", "Гоголевская"
Тип станции: колонная мелкого заложения
Архитектор: А. Бернов
Главный инженер проекта: А. Артурова
Главный конструктор: Н. Аникеев
Была введена в эксплуатацию в 28 декабря 2000 года. Расположена на пересечении улиц Гоголя и Ольги Жилиной. Станция мелкого заложения, колонная, типовой конструкции нового типа, пришедшего на смену типовым колонным станциям первой очереди (аналогичной конструкции ещё станция "Гагаринская", больше подобных станций в Новосибирском метро нет. Характерной особенностью новой конструкции являются более тонкие колонны, благодаря чему создаётся эффект большего простора.
По мнению некоторых новосибирцев, станция "Маршала Покрышкина" - одна из самых красивых. Архитектор станции А. Бернов создал объемный простор, усиливаемый как необычной формой потолка станции, так и сочетанием красного и белого цветов. Впервые в истории Новосибирской подземки значительная часть материалов, использованных в отделке станции была импортная, а именно, в облицовке пола и колонн использован бразильский красный гранит. Станционные стены, выполнены из крупных бетонных блоков, которые разделены между собой рельефными углублением, плавно уходящим на потолок станции.
Выходы из вестибюлей станции совмещены с цокольными этажами жилых домов по четной стороне улицы Гоголя, и выходят в отдельные металлические павильоны по нечётной стороне улицы. Изначально станция была открыта с одним (западным) выходом, второй выход был открыт 6 декабря 2008 года, по завершению строительства дома в который встроен выход из метро.
Изначально станция входила во второй пусковой участок Дзержинской линии состоявшего из трёх станций: Фрунзенская" (впоследствии "Маршала Покрышкина"), "Берёзовая роща" и "Гусинобродская" (впоследствии, "Золотая Нива"), сооружение станции началось в 1989 году, на улице Гоголя были демонтированы трамвайные пути. В 1990 году территория будущей станции была обнесена бетонным забором с буквой «М». В следующем году уже стартовали тоннелепроходческие щиты в сторону "Сибирской".
Первоначальные сроки открытия станции с рабочим названием "Фрунзенская" были намечены на 1993 год и были приурочены к столетию города Новосибирска. Однако станция (как и весь участок) превратилась в долгострой, по всей протяжённости участка были развёрнуты строительные площадки, Более того, из-за отсутствия финансирования и в связи с этим ненадлежащего обслуживания в водонесущих грунтах вышел из строя тоннелепроходческий щит. Финансирование метростроительства в Новосибирске фактически прекратилось. Не спасло положение и то, что в ходе предвыборной поездки летом 1996 года в городе побывал президент РФ Борис Ельцин, которого ознакомили с планами развития новосибирской подземки и произвели в почетные пассажиры Новосибирского метрополитена. К 2000 году были найдены средства на достройку одной станции, которая вместо проектного "Фрунзенская" получила название "Маршала Покрышкина", было принято решения отказаться от строительства второго пускового участка целиком и открывать станции по отдельности. Станция была открыта 28 декабря 2000 года. Поскольку проектом не было предусмотрено сооружения оборотных тупиков, движение поездов осуществлялось в челночном режиме по обоим путям (от "Площади Гарина-Михайловского" до "Маршала Покрышкина"), т.е. по одному поезду на каждый путь.
Станция названа в честь трижды героя Советского Союза, уроженца Новосибирска, прославленного летчика - Александра Ивановича Покрышкина. К 100-летию со дня рождения Александра Ивановича Покрышкина, которое было 6 марта 2013 года, на станции была проведена легкая реконструкция, незначительно изменившая и приукрасившая художественное оформление станции: изменены надписи на путевых стенах: было размещено имя летчика-аса с его тремя звёздами Героя Советского Союза с внутренней подсветкой, группа студентов НГАУДИ пердлажилаи исполнила проект оформления станции в виде макета самолёта, на котором воевал в годы войны А. Покрышкин, а также в распределительном зале установлен витраж, на тему авиации и неба.
Сначала станция имела рабочее название "Панельная" - по названию расположенной рядом со станцией одноимённой улицей, сменившей позже название на улицу Ольги Жилиной, вместе с ней и станция на схемах и в документах стала значиться как "Ольги Жилиной", в честь сибирячки, военного санитара, спасшего множество человеческих жизней в годы Великой Отечественной Войны и геройски погибшей под Ригой. Параллельно с этим названием станция носила второе рабочее название - "Фрунзенская". Это название станции было дано по расположенному рядом Фрунзенскому жилмассиву, а также проходящей невдалеке улицы Фрунзе, названных в честь Михаила Васильевича Фрунзе - революционера и крупного советского военачальника времён Гражданской войны. Однако началось время деидеологизации названий и в начале 90-х гг. строительство станции остановилось и тогда было не до названий. Когда вновь заговорили о достройке станции было предложено название "Гоголевская", т.к. станция расположена под улицей Гоголя - одной из важнейших городских магистралей города.
Советом ветеранов г. Новосибирска было предложено увековечить в названии новой станции метро имя одного из самых известных уроженцев Новосибирска - Александра Ивановича Покрышкина, дополнительно подкрепив своё предложение тем, что станция открывалась в 55-ю годовщину Победы. С этим предложением никто спорить не стал. Так "Панельная" - "Ольги Жилиной" - "Фрунзенская" - "Гоголевская" стала "Маршала Покрышкина".
Станция "Маршала Покрышкина"
09.05.2023
Метро
Авторы фото
Яндекс, Фото 2-5: mirmetro.net, Фото 6-9: Яндекс, Фото 10: metrowalks
Время работы
ежедневно, 06:00–24:00
Адрес
г. Новосибирск, ул. Гоголя 33/1, 36/40
Автор
по материалам сайта: mirmetro