Станция «Березовая роща»
Станция была открыта: 25 июня 2005 года
Тип станции: односводчатая мелкого заложения
Архитекторы: А. Милованов и Н. Мелешков
Инженеры-конструкторы: В. Романов, В. Шапошников, С. Кальян
Станция расположена в Дзержинском районе на пересечении улиц Кошурникова и Гоголя с проспектом Дзержинского, рядом с ПКиО «Берёзовая роща», благодаря которому и получила свое название. Выходы в город через подземные переходы соединены с кассовыми вестибюлями. Изначально станция была открыта только с одним (восточным) выходом. Второй выход был открыт в июне 2013 года. «Берёзовая роща» - самая восточная станция метро в России.
Введена в эксплуатацию 25 июня 2005 года. Четвертая по счету на Дзержинской линии и двенадцатая - новосибирской подземки. Примечательно, что «Берёзовая роща» единственная на постсоветском пространстве станция метро односводчатого типа, с полностью отделанным сводом.
Для облицовки свода станции использованы полированные и перфорированные листы из нержавеющей стали. Стены станции, вестибюля и выходов облицованы керамогранитом серого цвета. На полу станции уложен полированный гранит.
Первоначальный замысел архитекторов А. Милованова и Н. Мелешкова, предусматривающий использование зеленого цвета стен станции «Березовая роща», претерпел значительные изменения. Изменению отделки послужили экономические причины: когда строилась станция, каждая «копейка» имела значение (хотя так было при строительстве большинства станций новосибирской подземки), а в отделке станции изначально планировалось использовать итальянский изумрудный (зелёный) мрамор и потолочные подвесные стальные конструкции немецкого производства, стоимость которых была очень высока. Однако, непонятна причина замены цветовой гаммы станции с чёрно-зелёно-белой, на чёрно-серую, ведь даже учитывая название «Берёзовая роща», цветовая гамма зелёных тонов к этому названию бы подходила намного больше.
Сооружение станции растянулось на 16 лет. «Березовую рощу» начали строить еще в 1989 году, когда с улицы Гоголя были убраны трамвайные рельсы. В конце 1990 года на огороженной стройплощадке начались строительные работы. Изначально станция входила во второй пусковой участок Дзержинской линии состоявшего из трёх станций: «Фрунзенская» (впоследствии «Маршала Покрышкина»), «Берёзовая роща» и «Гусинобродская» (позднее «Золотая Нива»). В 1992 году были сняты трамвайные пути по улице Кошурникова, что позволило начать строительные работы дальше вдоль улицы. Практически сразу метростроевцы столкнулись с трудностями, поскольку здесь близко к земной поверхности выходят сложные горные породы. Хотя эти технические и технологические трудности метростроители смогли быстро преодолеть, а вот финансовые трудности оказались непреодолимы.
Более того, из-за отсутствия финансирования, и в связи с этим ненадлежащего обслуживания, в водонесущих грунтах вышел из строя тоннелепроходческий щит. Финансирование метростроительства в Новосибирске фактически прекратилось.
В связи с огромными финансовыми проблемами, было решено отказаться от строительства пускового участка целиком и открывать станции по отдельности. В конце 2000 года была открыта первая станция второго пускового участка - «Маршала Покрышкина». После небольшой «передышки» начали думать о продолжении сооружения метро в городе. С момента начала строительных работ на станции уже не один раз сменился генеральный подрядчик строительства, поскольку тоннельные отряды «Новосибирскметростроя» фактически ушли с сооружаемых ими объектов, чтобы выжить в сложных экономических условиях кризиса.
В 2002 году красноярская организация «Бамтоннельстрой», которая стала генеральным подрядчиком строительства. За плечами у них был опыт проходки тоннелей на трассе Байкало-Амурской магистрали. Первым объектом этого комплекса стал 564-метровый участок правого тоннеля. Затем щит развернули, и он проложил часть левого тоннеля. Однако на его пути «сидел» старый щит. Поэтому станцию запустили в июне 2005 года с одним перегонным тоннелем, организовав челночное движение по Дзержинской линии, которое просуществовало около двух лет. Одновременно с открытием станции «Берёзовая роща» был выполнен огромный объем благоустроительных работ. Восстановлено дорожное полотно по улицам Гоголя и Кошурникова.
Закончили проходку оставшихся 42 метров второго тоннеля лишь к концу 2006 года. И 23 июня 2007 года по Дзержинской линии было открыто круговое движение.
Станция "Березовая роща"
09.05.2023
Метро
Авторы фото
Фото 1; 3-4; 6-9: Мир метро, Фото 2: Яндекс, Фото 5: vk, Фото 10: Слава Степанов
Время работы
Ежедневно с 06:00 до 23:00
Адрес
г. Новосибирск, ул. Гоголя 175; ул. Кошурникова 5/1, 12а; пр. Дзержинского 2/2.
Автор
с использованием материалов сайта Мир метро