Станция Ленинской линии Новосибирского метрополитена "Заельцовская" .
Станция открыта: 2 апреля 1992 года
Тип станции: односводчатая мелкого заложения
Проектное название: «Площадь Калинина»
Архитектор: С. Можанов
Главный инженер проекта: В. Романов
Главные конструкторы: В. Шапошников, С. Кальян
Станция расположена в Заельцовском районе под крупным транспортным узлом северной части города - Площадью Калинина, образованной на пересечении главной транспортной артерии города - Красным проспектом и улицей Дуси Ковальчук. Два входа встроены в жилые дома, входы северного вестибюля открытого типа. Северный вестибюль и островную платформу станции соединяет 3-ленточный эскалатор длиной 18 метров. Конечная станция Ленинской линии, за ней расположены четыре пути оборота поездов. Станция находится под крупным транспортным узлом северной части города - Площадью Калинина, образованной на пересечении главной транспортной артерии города - Красным проспектом и улицей Дуси Ковальчук. Третье место по пассажиропотоку принадлежит ей - это 12,7% от всех перевозок (26,2 тыс. пасс. в сутки).
Длина перрона составляет - 102 метра, который рассчитан на приём пятивагонных составов. Поскольку станция расположена под склоном поймы речки Ельцовки, эскалаторами оборудован только северный вестибюль. В январе 1988 года управление механизации приступило к разработке грунта на тупиках отстоя за станцией "Заельцовская". В марте были начаты работы по устройству монолитного железобетонного лотка и стен тупиков отстоя. Уровень грунтовых вод фактически оказался выше проектного. Шла постоянная откачка воды из котлована. Разработку последнего яруса грунта в котловане экскаватор вел с деревянных настилов во избежании просадки.
Объявление о пуске станции метро «Заельцовская», несмотря на объявленную изначально дату - 31 марта, из-за проходившего в городе Всероссийского совещания мэров крупнейших городов страны перенесли на 2 апреля.
Станция открыта 2 апреля 1992 года. На церемонии подписания Акта приема в эксплуатацию присутствовали мэры Москвы – Гавриил Попов и Санкт-Петербурга – Анатолий Собчак. В это время в Новосибирске проходило Всероссийское совещание мэров крупнейших городов страны.
Архитектурно-конструктивное решение станции "Заельцовская" (рабочее название "Площадь Калинина") выполнено в открытом стиле с повышенным сводом платформенного участка, в результате чего из вестибюлей полностью виден посадочный перрон, так же как на станции "Площадь Маркса". Станция односводчатая, путевые стены, облицованные уральским мрамором светлых тонов "коелга" имеют вогнутую цилиндрическую форму, которые смотрятся как некое продолжение потолочного свода и опираются на темно-красный гранитный цоколь. Пол отделан красно-бордовым гранитом. Светильники, подвешенные по оси симметрии станции к потолку свода, закрыты индивидуальными обрамлениями оригинальной формы. По длине перрона информационные стойки со скамейками отдыха скрадывают однообразие протяженности пространства станции.
Изначально, станции "Гагаринская" и "Площадь Калинина" планировалось открыть в 1990 году, однако начавшиеся финансовые передряги оттягивали завершение строительства. Станция в полной мере ощутила на себе начавшиеся проблемы 90-х. С распадом СССР и передачей в 1991 году метрополитенов в ведение горисполкомов наступил не самый лучший период в истории метростроения в Новосибирске. Резко сократились объёмы выделяемых лимитов государственных инвестиций, финансируемых за счёт федерального бюджета. К июлю 1991 года, основная масса строительных работ на станции была завершена, вовсю шли отделочные работы, однако, в условиях резко сокращавшегося финансирования было принято решение урезать проект и вводить станцию поэтапно.
По проекту все входы станции должны были быть объединены кольцевым пешеходным переходом с промежуточными выходами на улицу Дуси Ковальчук к остановкам наземного транспорта. По экономическим причинам от сооружения переходов пришлось отказаться. Кроме того, изначально станция была открыта только с южным вестибюлем (не оборудованным эскалаторами), северный же вестибюль, оборудованным тремя лентами эскалаторов длиной 18 метров после доделок был открыт позже. Примечательно, что до самого последнего момента перед открытием станции, ее рабочее название "Площадь Калинина", сохранялось. Сама площадь Калинина было одним из известных топонимов Новосибирска, крупным транспортным узлом и хорошим городским ориентиром. Однако, открытие станции произошло в момент переломных событий – распада СССР. В стране во многих городах начался процесс деидеологизации названий, поэтому посчитали нелогичным называть станцию в честь "всесоюзного старосты М.И. Калинина" и было принято решение присвоить станции название района, в котором она расположена.
В 2006-2007 годах была проведена реконструкция освещения: старые люминесцентные круглые светильники были заменены на новые энергосберегающие с сохранением старых оригинальных плафонов.
Станция "Заельцовская"
24.05.2023
Метро
Авторы фото
ngs, A.Савин, ngs, Яндекс, transphoto, metrowalks, metrowalks, Дмитрий Аксёнов, Слава Степанов, Слава Степанов
Время работы
ежедневно, 06:00–00:00
Адрес
г. Новосибирск, пл. Калинина
Автор
Георгий Михайлов; При подготовки использован материал сайта: Мир метро