Выходы в город
Тип станции: односводчатая мелкого заложения
Архитектор: А. Гецкин
Художник: А. Кузнецов
Главный инженер проекта: В. Романов
Главные конструкторы: В. Шапошников, С. Кальян
Описание станции
Открыта в составе первого пускового комплекса официально - 28 декабря 1985 года, для пассажиров - 7 января 1986 года. При строительстве станции была частично ликвидирована аллея Красного проспекта, а располагавшийся там бюст трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина был перенесен к зданию областной Администрации.
Станция односводчатая мелкого заложения с островной платформой возведена открытым способом. Среди всех односводчатых станций в Новосибирске имеет наименьшую длину свода - около 80 метров, торцевые участки являются однопролетными. К платформе станции ведут эскалаторные спуски из трех лент, каждая длиной 15 метров. Цветовая композиция станции строится на сочетании темного и белого мрамора и торжественной целостности открытого на всю глубину платформы зала. Буквы на путевых стенах станции, согласно проекту, выполнены монументальными. Торцевые стены над платформой украшены панно из цветного камня, выложенными по технологии флорентийской мозаики. Художественное решение, разработанное ленинградскими художниками должно отражать величие страны и революционное прошлое города.
Конкурс на архитектурное оформление станции "Площадь Ленина", в центре г. Новосибирска, выиграл головной институт "Ленметрогипротранс" (Архитектор А.С.Гецкин), а на художественное - московский художник А.Н.Кузнецов (его фамилия, имя и отчество запечатаны на одном и мраморных панно, которые были набраны на складчатом рельефе по торцам платформы).
Архитектурное решение станции выдержано в строгих лаконичных и объемных цельных формах, даже буквы на стенах должны быть монументальны. По концам платформенного участка выполнены так называемые "разломы" с повышенной высотой для демонстрации мощи сводчатой части и монументально-художественных картин.
Строительство станции
По изначальному проекту, на станции были запроектированы 4 входа с 9-ю лестничными спусками, из которых четыре встраивались в здания Горисполкома (мэрия), Высшей партийной школы (НГАХА), краеведческого музея и Облпотребсоюза. Остальные два открытые: два - к скверу Оперного театра, два - банку и один - в Первомайский сквер. Не построенными остались три встраиваемые в здания и один открытый лестничный спуски по экономическим причинам.
Строительство станции началось в марте 1981 года, уже в 5 мая с помощью тоннелепроходческого щита началась механизированная прохода перегонных тоннелей в сторону станции "Площадь Ленина". 5 июня 1981 года на перегоне в сторону "Октябрьской" состоялась первая в истории Новосибирского метро сбойка. По этому случаю на площади Ленина состоялся торжественный митинг. 12 февраля 1982 года состоялась сбойка во втором перегонном тоннеле в сторону "Октябрьской".
В начале 1983 года, несмотря на то что котлован станции ещё не был до конца выбран, строители приступают к возведению платформенного зала: в феврале начались работы по сооружению свода станции с применением передвижной арочной металлической опалубки. Верхняя кромка свода расположена всего в 50 см от уровня проезжей части площади, для чего потребовалось её дополнительно защитить теплоизоляцией. К началу 1985 года в конструкциях станция была полностью готова и начались отделочные работы. 7 января 1986 года станция открыла свои двери для пассажиров.
История и происхождение названия:
Станция получила своё название по центральной площади города - площади Ленина, под которой станция, собственно и расположена. Место, где сейчас расположена площадь стало отправной точкой от которой начал расти новый город Ново-Николаевск (с 1923 года - Новосибирск). Согласно генплану 1896 года вокруг площади были нарезаны первые кварталы и улицы, на площади же разместился базар. Однако, спустя несколько лет базар сместился на территорию нынешнего Сибревкома. Тогда эта площадь носила имя Новобазарной. В 1912 году базар был перенесён на новое старое место - Ярмарочную площадь (сегодняшнюю площадь Ленина). Современный вид площади начал формироваться начиная с 1926 года, тогда же было принято решение формировать площадь как центральную площадь города, разместить на ней все основные городские учреждения (именно на ней ещё в 1911 году было построено здание городской Думы, в котором сейчас расположен Краеведческий музей. Площадь неоднократно меняла свой название, сначала она была Базарной, потом Ярмарочной, в 1920 году вместе с проспектом она получила название - Красная площадь. К завершению Гражданской войны в России площадь была переименована в Площадь Жертв Революции и носила это название с 1922 по 1924 год. В 1924 году после смерти В.И.Ленина площадь назвали в его честь. С 1935 по 1961 год главная площадь Новосибирска носила имя И.В.Сталина, но после кампании по десталинизации в 1961 году площади возвратили имя Ленина, которое она и носит до сих пор.