- 1-е место в мире по длине метромоста, длина крытого участка над створом реки Обь составляет 2.145 метров.
- 3-е место в России по количеству перевозимых пассажиров.
- 4-е место в России по числу действующих станций.
Среднесуточная перевозка пассажиров составляет - 206 тыс.
Новосибирский метрополитен является самым восточным метрополитеном в Российской Федерации. После запуска Новосибирский метрополитен стал первым и единственным за Уралом и в Сибири, а также четвёртым в России и одиннадцатым в СССР.
В системе Новосибирского метрополитена действуют две линии с тринадцатью станциями со всеми необходимыми сопутствующими сооружениями. Протяжённость обеих линий — 15,9 км.
В систему метрополитена входят 24 вестибюля, 32 эскалатора (на 7 станциях). Имеется электродепо «Ельцовское», в котором осуществляется капитальный ремонт заводского объема для вагонов метро.
По климатическим условиям Новосибирский метрополитен претендует на звание самого экстремального в мире, так как среднегодовая изотерма в месте его географического расположения может опускаться ниже нуля. При этом Новосибирский метрополитен является третьим по загруженности в России, перевозя в среднем более 80 млн пассажиров в год.
Всего за годы своей работы Новосибирский метрополитен перевез уже более двух с половиной миллиардов пассажиров.
История Новосибирского метро:
1962 - Поездка в Москву инженеров института «Новосибгражданпроект» с целью изучения вопроса о строительстве метрополитена и увязки его с технико-экономическим обоснованием Генерального плана развития Новосибирска.
1968 - В составе института «Новосибгражданпроект» создан отдел транспортных проблем. По заданию Госплана РСФСР начата подготовка комплексной схемы развития всех видов транспорта в Новосибирске. Начата работа по определению основных пассажиропотоков в городе и выбор вариантов трассы будущего метро.
1971 - Утвержден проект комплексной схемы развития городского транспорта, включая метрополитен. Предложен тоннельный переход метрополитена через реку Обь. В московском институте «Метрогипротранс» рассмотрели предварительные материалы технико-экономического обоснования строительства первой очереди метро в Новосибирске.
1975 - 23 апреля Совет Министров РСФСР утвердил технико-экономическое обоснование проекта Новосибирского метрополитена. В июне институт «Бакметропроект» приступил к выполнению технического проекта.
1978 - В ноябре Совет Министров СССР утвердил проект строительства Новосибирского метрополитена.
1979 - 17 января подписан приказ об организации в г. Новосибирске филиала института «Ленметрогипротранс» — «Новосибметропроекта». 12 мая состоялся торжественный митинг, посвященный началу строительства новосибирского метро. 10 июня начаты работы по строительству перегона между станциями «Октябрьская» и «Площадь им. Ленина».
1980 - 1 марта забита первая свая на строительстве станции «Вокзальная». В апреле начат перенос транспортных коммуникаций с Красного проспекта и площади им. Ленина и строительство троллейбусной линии по улицам Писарева, Мичурина, Серебренниковской. 20 июня монтажники мостоотряда №38 приступили к строительству метромоста через Обь. «Следующая станция — "Сибирская"» — так был назван фильм режиссера Ю. Шиллера, посвященный новосибирскому метро и принятый Гостелерадио СССР.
1981 - 19 июня закончена проходка первого тоннеля от станции «Октябрьская» до станции «Площадь им. Ленина». В ноябре «Новосибирскпромстрой» приступил к строительству электродепо метрополитена «Ельцовское». Cтроителям новосибирского метро было присуждено переходящее Красное знамя Минтрансстроя СССР и ЦК профсоюза. Заключен договор на соревнование между новосибирскими и харьковскими метростроителями.
1982 - Закончена проходка второго перегонного тоннеля «Октябрьская» — «Площадь им. Ленина». Участок тоннеля пройден экспериментальным щитом КТ-5,6-Д2, одновременно проходившим испытания. Станция «Октябрьская» передана под отделочные работы. Мостоотряд №38 треста «Мостострой-2» завершили сооружение русловых опор метромоста через Обь.
1983 - В феврале монтажники бригады М. А. Долгих приступили к сборке металлического пролетного строения метромоста через Обь. 27 декабря подписан акт о вводе в эксплуатацию первой очереди производственной базы метростроителей.
1984 - Группе новосибирских метростроителей вручены медали ВДНХ СССР за освоение механизированного горнопроходческого комплекса КТ-5,6-Д2. По итогам социалистического соревнования коллектив управления строительства «Новосибирскметрострой» завоевал первое место среди подразделений Минтрансстроя СССР и среди генподрядных строительных организаций Новосибирска. 30 июля подписано указание №2232 «О создании Новосибирского метрополитена».
1985 - 25 апреля в техническую школу Харьковского метрополитена отправлена группа для подготовки по специальности «машинист электропоезда». 29 июля в город поступили первые вагоны электропоездов. В декабре прошел первый рабочий поезд от станции «Октябрьская» до станции «Красный проспект» и пробный поезд по всей линии метрополитена. 27 декабря начата обкатка электропоездов в рабочем режиме.
1986 - 7 января на станции метро «Площадь им. Ленина» состоялся торжественный митинг, посвященный открытию Новосибирского метрополитена. Начато регулярное движение поездов.
1987 - 31 декабря в торжественной обстановке запущен первый участок Дзержинской линии из двух станций — «Сибирской» и «Площадь Гарина-Михайловского».
1991 - 26 июля 1991 принимается в эксплуатацию станция «Площадь Маркса».
1992 - 2 апреля принимаются в эксплуатацию станции «Гагаринская» и «Заельцовская». Создание на базе управления метрополитена одноимённого эксплуатирующего предприятия МУП «Новосибирский метрополитен».
2000 - 28 декабря была введена в эксплуатацию следующая станция Дзержинской линии — «Маршала Покрышкина». А вместе с ней был запущен в эксплуатацию правый перегонный 1,58 километровый тоннель до станции «Площадь Гарина-Михайловского».
2005 - 25 июня построена следующая станция «Берёзовая роща».
2007 - Открыто полноценное кольцевое движение метрополитена.
2012 - Станция «Золотая Нива» работает в полную мощность, после выполнения отделочных и строительных работ по вестибюлю №1 (входы 2, 4), а также строительства оставшихся входов на поверхность.
2013 - МУП «Новосибирский метрополитен» приступил к капитальному ремонту подвижного состава заводского объема с продлением срока эксплуатации кузова вагона до 15 лет от момента окончания срока службы вагона, установленного заводом изготовителем.
2019 - МУП «Новосибирский метрополитен» аккредитован в качестве подразделения транспортной безопасности.
2020 - В метрополитене произведена замена аналоговой поездной радиосвязи на цифровую.
28 декабря 2010 года в Новосибирске впервые был запущен поезд-музей «Новониколаевск — Новосибирск», который отправился в первый рейс со станции «Площадь Гарина-Михайловского».
В его составе четыре тематических вагона, каждый из которых посвящён определенному этапу развития города: «Так начинался Новосибирск» (1893–1920 гг.), «Будни великих строек» (1920–1940 гг.), «Город, войною опаленный» (1940–1975 гг.) и «Новосибирск, устремлённый в будущее» (с 1975 г. до настоящего времени). В вагонах размещены фрагменты исторических документов, биографии известных личностей, фотографии и газетные статьи.
Автор идеи поезда-музея — директор Новосибирского областного фонда сохранения и развития русского языка «Родное слово» Людмила Монахова. Её проект реализован на средства областного гранта. В оформлении поезда использованы материалы областной научной библиотеки и краеведческого музея.
За десять лет в поезде-музее было размещено 49 выставок. В 2020 году проект был представлен на Культурном форуме Российской Федерации и вошёл в «Золотую книгу культуры Новосибирской области».
Новосибирский метрополитен оказывает помощь малоподвижным категориям пассажиров на инвалидных колясках и слабовидящим гражданам. Для подготовки условий по приему и комфортному обслуживанию инвалидов рекомендуем предварительно извещать администрацию метрополитена по телефону 222-49-80. В заявке на перевозку необходимо указать вход станции метрополитена, с которой необходимо осуществить перевозку, станцию назначения и время прибытия пассажира. О планируемой поездке желательно предупреждать заранее.