Подобно Сергею Павловичу Королеву и академику Мстиславу Всеволодовичу Келдышу Владимир Иванович Поткин относился к категории "совсем секретных конструкторов и ученых", творцов шедевров советской боевой техники, имена которых стали известны стране только с их кончиной.
Детище В.И. Поткина - танк Т-90, стал брендом российской бронетехники. Но, несмотря на это, имя его создателя мало кому известно.
Имя военного конструктора Владимира Ивановича Поткина находилось под грифом «Секретно» и было известно узкому кругу специалистов.
Он родился 21 января 1938 года в с. Калманка, Калманского р-на, Алтайского края в крестьянской семье. Отец Иван Николаевич, был заведующим складом райпотребсоюза, мама Галина Дмитриевна - домохозяйкой.
Когда Володе было три года, началась Великая Отечественная война. Отец ушел на фронт, воевал в танковых войсках, был тяжело ранен, получив контузию. У мальчика, под впечатлением рассказов отца, пробудилась страсть к грозной боевой технике и определился дальнейший жизненный путь.
В первый класс Володя пошел в новосибирскую школу № 49. Он любил учиться и она давалась мальчику легко. Познание нового и неизведанного влекло мальчика, а природная любознательность и увлечённость, с которой он овладевал новыми знаниями, высоко оценивалась учителями, которые часто приводили его в пример одноклассникам.
В 1955 году Владимир окончил школу и определился с выбором будущей профессии решив стать военным.
Володя принялся осуществлять свои планы и поехал в Ташкент, где успешно поступил в танковое училище.
Городок Чирчик славился танковым училищем, которое считалось третьим во всем Советском Союзе.
Здесь он встретил свою супругу – Луизу Васильевну. После окончания училища Владимир Иванович был направлен ВЗГВ в ГДР, в Хандельслебен.
В 1965 г. В.И. Поткин поступает в Бронетанковую академию, и по её окончанию в 1970 г. был направлен в Прикарпатский военный округ в г. Мукачево. Его тяга к инженерной и конструкторской работе взяла верх. Через полгода он получил назначение в Нижний Тагил в Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения.
В конце 70-х танк Т-72 являлся самым массовым танком второго поколения в мире. «Уралвагонзавод» выпускал более ста танков в месяц. «Уралвагонзаводу» принадлежало свыше 50% мирового рынка танкостроения.
Трудовую деятельность в УКБТМ Владимир Иванович начал в отделе трансмиссии старшим инженером-конструктором, а затем в должности ведущего инженера-конструктора и начальника сектора. В августе 1979 года был назначен начальником отдела №11 – отдела ходовой части УКБТМ. С этого же года Поткин участвует в войсковых испытаниях машин.
На 2 год его назначили руководителем испытаний, нарушив неписанную традицию: «бегами» должен руководит специалист не ниже зам. главного конструктора.
В 80-е годы ХХ в. мировое танкостроение развивалось по американскому пути – наращивание брони. Эталоном был танк «М1 Абрамс» – тяжелая машина с огромной башней, для которого требовался очень мощный двигатель и принципиально новая ходовая часть.
В.И. Поткин выбрал иной путь: от высокотехнологичных средств поражения боевую машину должны защитить столь же современные средства обороны.
В 1987 году А.И. Поткин приступает к активной разработке танка, под его руководством продолжается работа по совершенствованию конструкции танка Т-72 и в начале 90-х гг. разрабатывается новый танк - объект №87 (в дальнейшем Т-90).
Под руководством В. И. Поткина КБ «Уралвагонзавода» совершило технический прорыв: были разработаны образцы боевой техники нового поколения, превосходившие мировой уровень; создана современная база для исследований и разработок; заложены основы компьютеризации; внедрены в серийное производство новые образцы дорожно-строительной техники.
Поткин обладал уникальной интуицией, которая его не подводила. Он был генератором идей, которые сам же брался осуществлять. Основная его черта — жёсткость по отношению к себе и к другим. Из всех наградных списков он последовательно себя вычёркивал и вписывал других.
В. И. Поткин стал одним из авторов конструкции танка Т-90 и его модификаций Т-90К и Т-90С. На базе танка Т-90 конструкторским бюро под его руководством были разработаны: инженерная машина разграждения ИМР-2МА, модернизированная машина разграждения ИМР-3 и бронированная машина разминирования БМР-3.
В должности главного конструктора с 1 декабря 1987 года по 13 мая 1999 года В.И. Поткин руководил разработкой и созданием 55 видов конструкций бронетанковой техники, инженерных машин и дорожно-строительной техники.
Танк Т-90 обладает идеальной ходовой частью, «летающий» танк с идеальной центровкой, садится на все катки!
В 1992 г. танк был принят на вооружение, а в 1997 г. танк Т-90С появился на международной выставке в Абу-Даби (ОАЭ).
В конце 1998 г. индийская сторона пригласила В.И. Поткина, директора завода и начальника бронетанкового управления Маева С. А. на обсуждение будущего облика перспективного индийского танка. Наша сторона предложила индусам танк с новым 1000-сильным двигателем, с тепловизором и новым прицелом.
У индусов были сомнения, что завод будет жить и работать. В. В. Путин, будучи премьер-министром дал личные гарантии за “Уралвагонзавод».
13 мая 1999 года В.И. Поткин умер, находясь в своём кабинете за рабочим столом. Уральцы присвоили танку в честь генерального конструктора имя «Владимир». Это редчайший случай в истории оружейного дела.
1 сентября 2023 г. в Новосибирске школе №49 присвоено звание великого Конструктора современности - В.И. Поткина.
Вне всякого сомнения, В. И. Поткин достоин за свою беззаветную службу на благо Отечества присвоения Звания Героя России!
Поткин Владимир Иванович - конструктор легендарного танка Т-90, главный конструктор "Уралвагонзавода"
16.12.2023
Личности
Авторы фото
Фото №1: v-tagile, Фото №2-4: alternathistory, Фото №5: coins, Фото №6-8: cont, Фото №9: work.vk, Фото №10: youtube, Фото №11-12: Ходанов
Адрес
г. Новосибирск
Автор
Николай Мильшин-Ходанов; Георгий Михайлов