Эдуард Николаевич Артемьев (30 ноября 1937 — 29 декабря 2022 гг.) — советский и российский композитор. Родился в Новосибирске. Умер и похоронен в Москве.
Герой Труда Российской Федерации (2022), народный артист Российской Федерации (1999), лауреат четырёх Государственных премий Российской Федерации (1993, 1995, 1999, 2017), Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1988) и премии «Золотая маска» (2017).
Известен как автор музыки к фильмам режиссеров Андрея Тарковского, Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского.
За свою творческую жизнь Эдуард Артемьев выпустил 47 полноценных музыкальных альбомов.
Эдуарда Артемьева по праву можно считать патриархом отечественной электронной музыки. Он был одним из первых, кто работал на фотоэлектронном оптическом синтезаторе «АНС» («Александр Николаевич Скрябин»), который в 1958 году сконструировал инженер и страстный поклонник творчества великого русского мистика Евгений Мурзин. Эдуард Артемьев — один из немногих, для кого союз с электроникой оказался не просто кратковременным творческим экспериментом, а увлечением всей жизни. Он не остановился на освоении возможностей «АНСа», всегда пользовался передовыми технологиями (в дальнейшем — от синтезатора второго поколения «Synthi-100» до современных компьютерных программ). А в 1990 году организовал Ассоциацию электроакустической музыки и до последних дней являлся ее президентом.
Ранние произведения Артемьева 1960 года — года окончания Московской консерватории — можно отнести еще к симфоническим (сюита «Хороводы», Альтовый концерт). Но и в них очевиден интерес композитора к тембру, краске, колориту, и именно эта особенность мышления стала впоследствии основой его обращения к электронной музыке. В целом он прошел тот же путь творческой эволюции что и другие композиторы — его современники, остро чувствовавшие основную тенденцию развития искусства ХХ века: от авангарда к постмодерну. У Эдуарда Артемьева это был путь от обретения своего неповторимого саунда в электронике до интеграции, казалось бы, несоединимого — неоакадемизма, элементов электронного авангарда, фольклора, рок-музыки.
Авангардная эстетика у Артемьева часто связана с темой космоса — это и электронные композиции «В космосе», «Звездный ноктюрн», «Ноосфера» (последняя — с участием хора), и музыка к фильму Андрея Тарковского «Солярис». Кстати, широкая публика знает Эдуарда Артемьева прежде всего по музыке к фильмам. Из кинолент Тарковского назовем еще «Сталкер» и «Зеркало». Писал Эдуард Артемьев музыку и к фильмам Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни И.И.Обломова», «Урга», «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник», не говоря уже о плодотворном сотрудничестве со многими другими кинорежиссерами. В результате в творческом портфеле композитора порядка 130 саундтреков! И вот, по-видимому, кинематографическая эстетика не в последнюю очередь способствовала его повороту к более реалистическому взгляду на искусство, отказу от чисто авангардных экспериментов, связанных с культивированием звука как такового. Поэма «Лето» на стихи С.Геды для сопрано, скрипки и синтезаторов или терцет «Там и здесь» на стихи Ю.Ряшенцева для сопрано, тенора, рок-певца и симфонического оркестра воспринимаются уже в русле постмодерна.
Апофеозом постмодернистской эстетики, без сомнения, можно считать оперу Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание». В ней объединяются черты рок-музыки и церковных песнопений, городских и цыганских романсов, классических арий и симфонического мышления. Идея этого масштабного проекта принадлежит Андрею Кончаловскому, который вместе с Марком Розовским и Юрием Ряшенцевым написал либретто. В октябре 2007 года, к юбилею композитора в Центральном доме литераторов прошла презентация двойного компакт-диска с окончательной версией оперы, работа над которой продолжалась почти три десятилетия. «Этот путь был полон сомнений и их преодоления, разочарований и надежд, тоскливого ощущения своей беспомощности перед величайшим гением Достоевского и счастья завершения сего труда», — говорил Эдуард Артемьев. Впрочем, по мнению Андрея Кончаловского, от Федора Михайловича в опере остались только философия и истерика — «две вещи, которые в произведениях этого писателя есть всегда».
Недостатка в идеях и замыслах у Эдуарда Артемьева никогда не было.
Эдуард Николаевич Артемьев
30.11.2023
Личности
Авторы фото
Фото №1: triptonkosti, Фото №2: audiomania, Фото №3: timeout, Фото №4: fishki, Фото №5: gazeta.ru, Фото №6: smartik, Фото №7: zelengarden, Фото №8: Яндекс, Фото №9: iz.ru, Фото №10: ВК
Адрес
г. Новосибирск
Автор
Ирина Северина и Георгий Михайлов