Э.А. Быков – воспитанник А.С. Макаренко, участник Великой Отечественной войны, отличник народного просвещения. Награждён орденом Отечественной войны I степени, медалью «За боевые заслуги». Директор школы № 79 с 1960 по 1986 год. В те годы школу называли «быковской». За время работы в школе им создан дружный коллектив учителей-единомышленников, основными педагогическими принципами которых всегда были уважение к личности учащихся, доверие и требовательность, культ чести школы. Гимназия №13 с 2016 уже официально носит его имя.
Эдуард Александрович родился в г. Омске 8 декабря 1923 г. в семье крупных партийных работников. В 1936 г. его родители были арестованы в г. Москве и расстреляны. Двенадцатилетний подросток попал в детский приемник в Подмосковье, откуда в скором времени сбежал. После поимки его определили в Куряжскую трудовую колонию им. А.М. Горького под Полтавой. И вновь он сбежал. Некоторое время он жил на полузатонувшем крейсере «Гром» вместе с другими беспризорниками, А затем его определили в детскую трудовую коммуну им. Ф.Э. Дзержинского под г. Харьковом, которой руководил А. С. Макаренко. Шестнадцатилетний Эдуард Быков был частицей этого коллектива – активист, надёжный помощник известного педагога. Он обучился токарному делу, ремеслу закройщика, вместе со всеми строил коровники, свинарники, конюшни, а в перерывах между работой и учёбой гонял мяч по футбольному полю. Будущий учитель постигал на практике педагогическое мастерство. В 1939 г. Быков стал воспитанником обувной фабрики в г. Москве, заочно окончил сельхозтехникум. В 1940 г. поступил в Иркутское лётное училище, не доучившись в нём, перешёл в Даурскую снайперскую школу, которую окончил перед самой войной.
...На четвёртый день войны он добровольцем ушёл на фронт. В первом же бою, 26 июня 1941 г., в порту Клайпеда подорвал гранатами 2 танка и уничтожил 6 немецких солдат. За этот бой Быков награждён медалью «За боевые заслуги». Три года воевал разведчиком-снайпером на Ленинградском фронте. За этот период захватил в плен двоих, уничтожил 197 немецких солдат и офицеров, получил 11 боевых наград. В 1943 г. был тяжело ранен под Тихвином, потерял руку. После госпиталя работал старшим инструктором снайперской стрельбы. Победу встретил в г. Омске. Только после войны удалось Эдуарду Александровичу осуществить свою давнишнюю мечту – заняться педагогической деятельностью. Он окончил учительский и педагогический институты, был вожатым в одной из московских школ (1947 г.), затем секретарем Пушкинского райкома комсомола столицы.
В 1950 г. Быков переехал в г. Новосибирск. Работал учителем в 24-й школе. В 1956-1960 гг. Быков возглавлял детскую трудовую колонию. В 1960 г. был назначен директором школы № 79 Центрального района г. Новосибирска Из воспоминаний учителей о первых впечатлениях от нового директора:
– Он не ходил по школе, а носился, как ветер. Везде успевал. Ни один поход, ни один вечер не проходили без него. На вечере затевал аттракционы, весёлые массовки. Ребята ходи ли за ним по пятам.
– Всегда настежь распахнута дверь кабинета. Над столом хорошо виден портрет Макаренко. И постучать-то некуда, если требуется побеседовать: входи и говори. Высокий, худощавый человек мгновенно отрывается от бумаг, легко и быстро поднимается навстречу, предлагая присесть, внимательно выслушивает. Весь облик исключает какую-либо официальность в общении.
– Администраторский тон явно чужд ему, он готов стать другом всем добрым и толковым людям. Необыкновенная живость характера, весёлый нрав, стремительность натуры и внешний вид – смуглое лицо с глубокими карими глазами, красивая шевелюра курчавых тёмных волос с лёгкими сединами, быстрый, глуховатый говор – выдавали в нём человека южного.
– Его интересовало абсолютно всё в школе, второстепенного не существовало. К этой вездесущности вскоре привыкли…
После появления в школе нового директора ни одни каникулы больше не обходились без походов. Путёвку в школьный спортивно-трудовой лагерь «Бригантина» ребята не променяли бы ни на какую другую, они проходили там школу «мастеров на все руки». Их директор мог сложить печку, приготовить плов и сварить фруктовый суп, верхом отправиться за водой, в нестерпимую жару – привезти для всех мороженое из Академгородка, быть часовым и дневальным в их лагере, пойти в двенадцатидневный лодочный поход. Дети платили ему искренней любовью и уважением. Быков, географ и историк по специальности, зимой и весной отправлялся с учениками в Горную Шорию, летом путешествовал на лодках по Берди, ездил на озеро Байкал. Вот так его подопечные и знакомились с родным краем: учились разжигать костёр и ставить палатку, управлять плотом и готовить ужин. Участвовали в конкурсе джентльменов и в состязании старших с младшими, хорошо узнавали друг друга, а главное – учились любить свою необъятную Родину. Выпускали огромную фотогазету «Учитесь отдыхать, потомки!».
Осенью и зимой в школьных коридорах им было о чём поговорить, и третьеклассник запросто обращался к выпускнику – так незаметно стирались различия между классами, возникал единый школьный коллектив, в котором всем до всех было дело.
Трудовое воспитание, воспитание через коллектив, постоянное общение с ребятами – вот основы его педагогического мастерства. Уважение, доброта и доверие в сочетании с разумной требовательностью – главное в работе этого мудрого учителя: доверием и поощрением, считал он, можно добиться большего, чем наказанием.
На долгие годы Быков определил пути развития школы, её традиции. Он был большим выдумщиком и отличным организатором. 27 лет существовали школьный палаточный лагерь «Бригантина»
Эдуард Александрович Быков
04.12.2022
Личности
Авторы фото
из архива музея МБОУ "Гимназия № 13 имени Э.А.Быкова", из архива музея МБОУ "Гимназия № 13 имени Э.А.Быкова
Автор
Людмила Добролюбова